Ученые выяснили: когда ядро Земли стало твердым

Никому и никогда не удавалось проникнуть так глубоко в недра земной коры, чтобы узнать, что же там, в центре Земли.

Но по косвенным данным ученым иногда удается совершать революционные открытия. На сайте Naked Science опубликована очень любопытная статья, рассказывающая о строении нашей планеты и о том, почем и как она обрела свой нынешний вид.

Магнитосфера Земли простирается далеко в космос и отклоняет большинство высокоэнергетических частиц, которые иначе бомбардировали бы поверхность нашей планеты, делая ее практически непригодной для жизни. Возникает геомагнетизм глубоко в недрах Земли, где расположено твердое железо-никелевое ядро, раскаленное почти до 5500 °С. Его окружает более толстое и жидкое внешнее ядро, материал которого непрерывно остывает и оседает, наращивая твердые слои в центре. Это вызывает перемешивание проводящего горячего сплава жидкого ядра и создает геомагнитное поле.

Некогда земное ядро было нагрето сильнее, оно целиком оставалось жидким и бурлило, порождая магнитное поле. Однако постепенно температура его снижалась, перемешивание замедлялось, и магнитосфера ослабевала вплоть до опасного для жизни на планете уровня. К счастью, в какой-то момент в центре его начало образовываться твердое ядро, которое придало «магнитному динамо» Земли новую силу. Различные модели относят это событие ко времени от 0,5 до 2,5 миллиарда лет назад, однако новая работа геологов во главе с профессором Рочестерского университета Джоном Тардуно (John Tarduno) указала дату довольно точно — 565 миллионов лет назад. Об этом рассказано в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

В самом деле, ядро Земли остается недоступным для прямых исследований, однако все изменения глобального магнитного поля отпечатываются в ориентации частиц определенных минералов. Ученые проанализировали ее у кристаллических пироксенов и шпатов, найденных под городком Сет-Иль в канадском Квебеке и датированных возрастом 550-600 миллионов лет.