Какие тайны хранил геном белой акулы

Группа исследователей, в которую вошли специалисты Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского СПбГУ, полностью расшифровала геном большой белой акулы.

Ученые обнаружили гены, которые, возможно, позволяют одной из крупнейших хищных рыб на планете быстро заживлять раны, противостоять раковым опухолям и процессу старения, а также сохранять целостность генома, сообщает пресс-служба СПбГУ.

Сегодня белая акула известна по всему миру благодаря роману Питера Бенчли «Челюсти», а также его знаменитой экранизации, снятой Стивеном Спилбергом. Обитает хищник во всех океанах Земли, кроме Северного Ледовитого. В длину особи достигают шести метров, а их вес может составлять порядка двух тонн. Хотя живут белые акулы достаточно долго — не менее 70 лет, сегодня они находятся на грани исчезновения.

Международной группе исследователей, в которую вошли специалисты Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского СПбГУ (Россия), Юго-Восточного университета Нова (США), Колледжа ветеринарной медицины Корнеллского университета (США), Океанариума Монтерей Бэй (США), Университета штата Калифорния (США), Университета Клемсона (США) и Университета Порту (Португалия), удалось расшифровать геном большой белой акулы.

Ученые выяснили немало интересного. Например, они обнаружили мутации ДНК, указывающие на эволюционный отбор множества генов, связанных с поддержанием стабильности генома. Эти защитные генетические механизмы позволяют рыбам противодействовать накоплению мутаций в ДНК, сохраняя таким образом целостность генома.

Еще одно удивительное открытие связано с другой уникальной способностью хищников — у них очень быстро заживают раны. Ученым удалось найти следы эволюционного отбора, которые связаны с генами, отвечающими за процесс заживления ран, включая ген свертываемости крови. Исследователи отмечают, что полученные данные — только верхушка айсберга. Дальнейшее изучение удивительных генетических стратегий, которыми научились пользоваться акулы, может помочь узнать больше о борьбе с раком и старением, а также о процессах заживления ран у человека.