Ученые впервые «оживили» клетки мамонта

Генетикам впервые удалось получить биологически активные клетки мамонта и частично восстановить его ДНК. Результаты исследования могут раскрыть причины вымирания мамонтов.

Еще в 2011 году в Якутии на берегу моря Лаптевых был обнаружен мамонтенок, названный Юка. Несмотря на 28 тысяч лет «заточения» в вечной мерзлоте, образец прекрасно сохранился. Находка позволила группе ученых из России и Японии провести уникальные исследования. Ученые с помощью масс-спектрометра проанализировали костный мозг и мышечные ткани мамонта и установили, что в них присутствуют структуры, содержащие компоненты ядерного белка, сообщает издание Сибирского отделения РАН «Наука в Сибири».

Генетики решили попробовать восстановить функции ядерных клеток ископаемого мамонтенка. Перед началом исследования ученые проверили белок из образцов тканей на принадлежность мамонту с помощью полного геномного секвенирования. Кроме того, был проведен сравнительный анализ геномных последовательностей и протеомных данных, который также подтвердил, что белки принадлежат мамонту, а не попали в ткани извне.

Затем ядроподобные структуры, полученные от мамонта, ученые перенесли в мышиные яйцеклетки: исследователи предположили, что при трансплантации в живые клетки ядра могут проявить биологическую активность. Метод пересадки клеточных ядер одного организма в другой называется методом ядерного переноса; он используется в клонировании для создания копии живого организма.

Часть клеток мамонта действительно начала образовывать новые структуры. Эксперимент показал, что ядра клеток ископаемого до сих пор активны. Ученые считают, что исследование способно проложить путь к расшифровке биологической информации, которая содержится в клетках ископаемых животных, в частности — о механизмах эволюции и причинах вымирания. В то же время в статье подчеркивается, что клонирование мамонта по этой методике вряд ли возможно.

Результаты исследования коллаборации специалистов из Японии и России опубликованы в журнале Scientific Reports.