Российские ученые из МГУ имени М.В.Ломоносова и МИФИ разработали новый материал из пористого полиэтилена и наночастиц. Новый композит найдет применение в фотонике и альтернативной энергетике

На основе полученного материала ученые планируют разработать композиты, излучающие свет с заданной поляризацией, а также создать систему лазерной генерации света, сообщается на официальном сайте МГУ. Вместе с фотоуправляемыми ЖК-полимерами, над синтезом которых коллектив также активно работает, такие системы могут стать основой для управляемых светом робототехнических устройств, командных поверхностей, новых технологий защиты ценных бумаг и записи оптической информации.

Гибридный материал состоит из обычного промышленного пористого полиэтилена и квантовых точек на основе селенида кадмия, покрытых сульфидом цинка (CdSe/ZnS). Квантовые точки — это наночастицы размером от одного до нескольких десятков нанометров (на острие самой тонкой швейной иглы может поместиться больше восьми миллионов квантовых точек). Они настолько маленькие, что для них действуют законы микромира. Например, квантовые точки одного и того же вещества, имеющие разный размер, излучают свет разного цвета, поскольку их способность поглощать и излучать световую энергию зависит от размера и формы. Ученых привлекают и другие характеристики квантовых точек: яркость флуоресценции, высокий квантовый выход и временная стабильность. Главный недостаток этих наночастиц в том, что на их основе невозможно создать прочный материал. Коллектив под руководством заведующего лабораторией химического факультета МГУ Валерия Шибаева решил поместить квантовые точки в «наноконтейнер» из пористого полиэтилена.

Оригинальный метод введения квантовых точек в поры полиэтиленовой пленки разработал один из авторов исследования, сотрудник химического факультета МГУ Мирон Бугаков. Результаты работы опубликованы в журнале Polymer International. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).