Уникальное устройство, в основе которого лежит механизм, имитирующий память человека, разработали ученые МФТИ. Такие машины могли бы проводить вычисления быстрее и тратить несоизмеримо меньше электроэнергии

Ученые вуза представили мемристор второго рода на базе оксида гафния, сообщает пресс-служба МФТИ. Это устройство, подобно синапсу в живом мозге, запоминает информацию и естественным образом постепенно забывает те данные, к которым давно не обращались. Мемристоры могут стать основой для нейроморфных компьютеров с аналоговой архитектурой, имитирующих обучение биологического мозга.

Нейроморфные компьютеры, лежащие в основе искусственного интеллекта, воспроизводят устройство мозга. При этом нейроны и связи между ними — синапсы — можно реализовать цифровым или аналоговым способом. В первом случае они представляют собой математические модели, использующие компьютеры с обычной цифровой архитектурой. Во втором случае узлы и связи нейросети — это реальные элементы на микросхеме.

В теории такие машины могли бы проводить вычисления быстрее и тратить несоизмеримо меньше электроэнергии.

По словам авторов исследования, они продолжат изучать фундаментальные свойства оксида гафния, чтобы повысить надежность хранения информации в ячейках энергонезависимой памяти. Кроме того, планируется перенос устройств на гибкую подложку для использования в гибкой электронике.

Статья опубликована в журнале ACS Applied Materials & Interfaces.