Коллектив ученых МГУ в сотрудничестве с несколькими зарубежными и российскими лабораториями обнаружил новый механизм, препятствующий старению. В частности, учеными была обнаружена удивительная цепочка преобразований в митохондриях животных клеток

Митохондрии — это внутриклеточные органеллы, обеспечивающие клетку энергией. Но одновременно со своей полезной функцией митохондрии производят крайне ядовитые вещества — активные формы кислорода (АФК). С возрастом продукция АФК растет и этот факт давно связывается с процессом старения, поскольку АФК, производимые митохондриями, повреждают белки, липиды, вносят мутации в ДНК.

В масштабной работе, проведенной участниками проекта академика Владимира Скулачева в сотрудничестве с несколькими зарубежными и российскими лабораториями, было показано, что в митохондриях клеток большинства тканей организма млекопитающих есть специальный механизм, препятствующий производству АФК. Механизм обеспечивает небольшое, контролируемое снижение электрического потенциала на мембране митохондрий, что, в свою очередь, снижает продукцию АФК.

Интересно, что у обычных мышей этот защитный механизм отключается с возрастом, начиная со второго года жизни. В то время как у долгоживущих летучих мышей и практически нестареющих голых землекопов, этот механизм продолжает работать и защищать митохондрии долгие годы.

«Авторы работы предполагают, что отрытое ими явление представляет собой своеобразную программу анти-старения, функция которой — сдерживать процесс возраст-зависимого ослабления организма до определенного времени, после которого в полной мере запускается биологическое старение. Проект академика Скулачева активно ведет разработку подходов, предотвращающих отключение этой защитной программы, что позволило бы существенно затормозить процесс старения», - говорится в сообщении пресс-службы МГУ.

Результаты экспериментов, демонстрирующих это открытие, опубликованы в престижном американском журнале Proceedings of National Academy of Sciences