Результаты исследования, проведенного сотрудниками Высшей школы экономики совместно с американскими учеными показали, что обучение студентов российских вузов на онлайн-курсах не менее эффективно с точки зрения образовательных результатов, чем традиционные очные занятия

Онлайн формат не только позволяет наладить эффективный процесс обучения, но и дает возможность расширить доступ к качественному образованию – при тех же затратах вузы смогут обучать на 15-18% больше студентов, - сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ со ссылкой на статистику проведенного исследования.

В эксперименте участвовали 325 студентов-второкурсников, обучающихся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных российских вузах. Студенты изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая группа проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары (смешанный формат), а третья — осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме. Для исследования были использованы два онлайн-курса Уральского федерального университета, размещенные на национальной платформе «Открытое образование».

Сравнение результатов обучения групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (оценка за письменный экзамен), оценки за задания в ходе курса и уровень удовлетворенности учебным курсом. Результаты показали, что уровень освоения дисциплины не различался во всех трех группах. Однако студенты, которые проходили курс в онлайн-формате, были чуть менее удовлетворены процессом обучения.

Более низкая удовлетворенность студентов онлайн-форматом преимущественно связана с отсутствием опыта и соответствующих навыков обучения в онлайн-среде, в первую очередь тайм-менеджмента, считают ученые. Важно оказать студентам поддержку в этой сфере.

При почти равных образовательных результатах затраты на обучение одного студента в смешанном формате ниже на 15-19%, а в онлайн формате 79-81% в зависимости от курса, даже с учетом расходов на создание и поддержку онлайн-курсов. По расчетам авторов исследования при использовании онлайн-курсов вузы смогут обучать на 15-18% больше студентов, при тех же затратах.

По мнению исследователей, сейчас особенно важно инвестировать в создание продвинутых онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента и развитие новых методик преподавания. Это позволит расширить доступ к качественному образованию без существенных дополнительных затрат и обеспечить гибкость траекторий студентов. Кроме того, это поможет подготовиться к разным непредвиденным ситуациям, таким как пандемия коронавируса, которая поразила в 2020 году весь мир.

Поделиться:

Печать

Совет проректоров России:

Московский Студенческий Центр: