Удивительное открытие сделали новосибирские биологи. Исследуя муравьиный язык, ученые обнаружили у молодых муравьев стадию лепета: оказалось, что они общаются иначе, чем взрослые

На официальном сайте вуза, опубликована подробная статья о проведенных исследованиях и весьма любопытных результатах. Еще в XIX веке было известно, что муравьи общаются между собой с помощью движений антенн-усов. Способность муравьев передавать информацию о последовательности поворотов, ведущих к кормушке в лабиринте, касаясь друг друга антеннами, была установлена Жанной Резниковой и математиком Борисом Рябко. Их эксперименты, которые проводились более 20 лет, позволяют научному сообществу сегодня уверенно говорить о существовании символического "муравьиного языка". «Любые новые представления о языке антенн, которые можно получить экспериментально, помогут исследователям ответить на важные вопросы. Мы для себя выбрали один из самых интересных: требуются ли молодым муравьям «уроки пользователя антеннами» со стороны взрослых, чтобы освоить систему коммуникации? Или муравьи рождаются, а точнее, выходят из коконов, с уже готовым набором движений, которые в дальнейшем предстоит просто комбинировать?», - цитирует пресс-служба НГУ заведующую лабораторией поведенческой экологии Института систематики и экологии животных СО РАН, профессора НГУ, доктора биологических наук Жанну Резникову. Однако расшифровать муравьиные сигналы не просто. Движения антенн у муравьев слишком быстрые, многочисленные, и даже с помощью современной техники не получается вычленить определенную конфигурацию, соответствующую сообщению.

В процессе экспериментов ученые попарно помещали в чашку Петри членов одной муравьиной семьи в разных сочетаниях: взрослого муравья со взрослым, взрослого и молодого, двух молодых муравьев. Все детали «общения» муравьев снимались на видеокамеру, сеансы длились от 15 до 80 минут. Видеозаписи тщательно изучались.