Всероссийский форум по качеству медицинского образования прошел на базе ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России с 21 по 22 февраля

В работе форума приняли участие обучающиеся и сотрудники 29 медицинских и фармацевтических вузов России.

Организаторы Форума: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Казанский государственный медицинский университет, Совет студентов медицинских и фармацевтических вузов при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Цель Форума: повышение культуры качества образования в медицинских и фармацевтических вузах.

Основные задачи:

  • развитие сотрудничества и обмена опытом по обеспечению качества образования;
  • повышение уровня подготовки студенческих экспертов, участвующих в обеспечении качества образования;
  • внедрение новых инструментов во внешние и внутренние системы контроля качества образования с участием обучающихся;
  • повышение роли обучающихся в обеспечении качества образования.

Формы работы: панельные дискуссии, стратегические сессии, круглые столы и мастер-классы. На заседаниях форума были убедительно освещены примеры позитивной практики в конкретных медицинских вузах страны.

Массовый опрос студентов медицинских вузов, проведенный в период подготовки к форуму, показал высокую мотивацию студентов к повышению качества образования: суждение о том, что ответственность за качество образования несут все участники образовательного процесса – руководство, преподаватели, студенты – поддержали 91% опрошенных. В последние годы в большинстве российских медицинских вузов созданы системы внутреннего контроля качества, включающие студенческие организации.  О наличии в их организации студенческих органов по качеству образования знают 66% студентов, 28% - затруднились ответить, 6% ответили, что у них таких органов нет. Поэтому развитие институтов качества образования, вовлечение в круг их деятельности большего количества обучающихся остаются актуальными задачами.  

 В рамках форума были обсуждены вопросы самоорганизации студентов, студенческого самоуправления и мониторинга качества образования. Участники форума рассказали о своем опыте, выделили основные формы участия студенческих организаций в повышении качества образования, поделились технологиями наиболее эффективных мероприятий. Студенты признали перспективными создание школ правовой грамотности старост академических групп, с тем, чтобы каждая группа правильно и в полном объеме использовала возможности и институты, созданные вузом для повышения качества образования. Проведение внутривузовских конкурсов на лучшую группу по результатам промежуточной аттестации, учебного года способны повысить мотивацию к обучению за счет групповой динамики. Организация тьюторского движения, проектов «студент – репетитор», введение наставничества названы в качестве наиболее способствующих успешной адаптации первокурсников и помощи студентам, испытывающим трудности в учебе.  

Участники форума подтвердили эффективность постоянного мониторинга удовлетворенности студентов методом индивидуального анкетного опроса. Результаты мониторинга необходимо обсуждать на заседаниях совета по качеству образования, центрального методического совета, публиковать на официальном сайте университета.  Подготовка инструментария исследования, реализация и анализ результатов социологических опросов наиболее эффективно работает при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Участники форума отметили, что целевые опросы на основании обращений обучающихся, преподавателей, администраторов точнее отражают текущее положение дел, дают возможность локализовать факторы, снижающие эффективность обучения.

На форуме обсуждались возможности применения принципов бережливого производства при организации в вузах образовательного процесса на всех уровнях и формах. Участники делились опытом использования принципов бережливых процессов при составлении учебных планов, расписаний, ситуационном обучении и т.д.

Участники считают важным фактором повышения качества медицинского образования внеучебную деятельность студентов. Социальный опыт, приобретаемый  во внеучебное время, позволяет сформировать целостную систему личностных и профессиональных компетенций, получить адаптационные навыки, обеспечивающие успешность профессионального становления и карьерного роста.

 Тема цифровизации образования заняла одно из центральных мест на форуме. Участники форума считают, что создание современной электронной информационно-образовательной среды, включающей не только электронные базы учебников и пособий, но и видеолекции, форумов, семинаров способно повысить мотивированность студентов, преодолеть дефекты процессов, освободить время преподавателей от рутинных процедур. Интересные результаты дают использование в образовательном процессе различных мессенджеров.

Подводя итоги работы, участники форума отметили необходимость следующих мер в развитии стратегии повышения роли студентов в формировании культуры качества образования.

  1. Студенты являются ключевыми субъектами повышения качества образования.  Вовлечение обучающихся в процессы обеспечения качества представляет необходимый фактор достижения целей качества.
  2. В образовательных организациях системы Минздрава России необходимо создать представительные структуры обучающихся,  наделенных правом  взять на себя ведущую роль в определении характеристик системы обеспечения качества образования; внедрить формы эффективного взаимодействия органов обучающихся,  руководства вуза (факультета, образовательной программы), преподавателей для формирования   установки, ведущей к росту внутренней культуры качества
  3. Студенческие органы качества образования должны взять на себя ответственность за формирование в студенческой среде принципов академической этики, нетерпимости к практике их нарушения.
  4. Студентоцентрированное обучение в медицинском вузе, ориентированное на повышение ответственности и подотчетности со стороны студентов, формирование независимости и самостоятельности обучающегося, укрепление взаимодействия, партнерства между преподавателями и студентами должно внедряться с учетом традиционных систем обеспечения качества в медицинском образовании.
  5. В процессе обучения в вузе студенты должны получать
    необходимую и достаточную информацию в отношении требований по дисциплинам и практикам, применяемых оценочных средств, критериев оценивания и формируемых компетенций.
  6. Цифровизация медицинского образования – приоритетная задача, позволяющая обеспечить доступность современных ресурсов и технологий для студентов. Работа студентов медицинских специальностей на открытых образовательных он-лайн платформах, использование профессиональных баз данных, библиотек и социальных сетей будет способствовать формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, позволит обеспечить сокращение непроизводительной потери времени преподавателями и студентами.
  7.  Студенты могут стать не только активными пользователями, но и создателями электронной информационно – образовательной среды. Для этого  необходимо вовлечение студентов в решение интегрированных учебных проектов, при выполнении которых получение дисциплинарных знаний будет дополнено приобретением новых навыков.
  8. Необходимо создать новые модели обучения в клинике, основанные на выполнении студентами заданий по практической работе во взаимодействии с медицинским персоналом и пациентами.
  9. Необходимо развивать различные формы тьюторской, менторской деятельности с целью оказания помощи в адаптации студентам младших курсов, иностранным обучающимся, студентам с особыми потребностями.
  10. В условиях изменения траектории начала  профессиональной деятельности выпускников медицинских вузов необходимо усилить внимание изучению трудоустраиваемости, как  совокупности достижений – навыков, пониманий и личных характеристик – которая расширяет перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в медицинской (фармацевтической) деятельности и которая служит на пользу самим выпускникам, медицинским организациям, отрасли здравоохранения и обществу в целом.

Принято решение о направлении резолюции в Министерство здравоохранения Российской Федерации, в Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, в средства массовой информации.

В стенах многих вузов студенческое СМИ активно развивается и примером тому могут стать участники Форума. Студентка Рассолова А.С. из Курского ГМУ рассказывают о своем проекте в социальной сети Вконткте, которое называется  «Радио Батан». Суть группы состоит в обмене учебной информацией и впечатлениями, а также полное отсутствие слепого копирования информации: всю литературу, пособия и конспекты выкладывают студенты из личных запасов на основе личного опыта – то, что рекомендуют и требуют преподаватели вуза. В группе помимо учебных материалов есть новости университета, обсуждается учеба на кафедрах, забавные моменты (понимая, что в группе есть и преподаватели, модераторы контролируют обсуждения). Во время сессии работают опросы, где студенты делятся оценками и впечатлениями об экзаменах. Новостные и юмористические посты традиционно собирают много репостов, привлекая пользователей.

Студенты РНИМУ им. Н. И. Пирогова Исламова И. Г., Ивашкин А. А. рассказали об использовании платформы мессенджера Telegram и социальной сети Instagram в коммуникации со студентами вуза. В частности, в условиях новых реалий и ускорения обмена информацией использование мессенджера и социальной сети Instagram считается более выгодным и правильным. Telegram активно используется комиссией по оценке качества образования, где она запустила свой канал и в котором анонсированы новости организации. Еще один инструмент при работе с каналом сообщества – это использование, встроенных ботов, которых становиться все больше, и которые позволяют решать большое количество задач, например, таких как, проведение голосований, опросов, сбора статистических данных прямо в чате программы. Instagram в красках рассказывает о студенческой жизни вуза.

О Месте социальных сетей в жизни обучающегося рассказывает студентка Баранова А.В. из РязГМУ. Среди плюсов, свидетельствующих за использование социальных сетей в качестве инструмента студенческого взаимодействия, выступают: экономия времени на организацию взаимодействия в системах «студент-студент» и «студент-преподаватель», упрощение процесса обмена информацией по интересующим вопросам, к примеру, с помощью создания тематических студенческих групп, и, в целом, большую доступность студенческого сообщества для различного рода коммуникаций. Именно благодаря такому качеству, как широкая доступность социальных сетей, в них создается большое число возможностей для реализации студентов, при этом возможно вести контроль соблюдения правил академической этики во внутрисетевом общении. Контроль выполнения обозначенных правил будет залогом формирования и укрепления культуры общения в социальных сетях образовательных организаций. В дальнейшем подобный опыт взаимодействия может с успехом использоваться выпускниками в деловом общении, которое в настоящее время требует навыков коммуникаций в социальных сетях.

 

Поделиться:

Печать

Совет проректоров России:

Московский Студенческий Центр: