Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева нашли способ, позволяющий определить потенциально пригодные для жизни экзопланеты

Ученые рассчитали константы, характеризующие излучение, идущее, в том числе, от экзопланет, потенциально пригодных для жизни, результаты исследования опубликованы в журнале "Physical Chemistry Chemical Physics". Данная работа вызвала широкий интерес научного сообщества. Редакционная коллегия "Physical Chemistry Chemical Physics" включила ее в число наиболее ярких публикаций 2018 года, отмечает пресс-служба вуза.

Внимание к результатам эксперимента коллектива ученых Самарского университета, Самарского филиала ФИАН и международного университета Флориды обусловлено тем, что они позволяют проводить мониторинг электронно-возбужденного кислорода в синглетном состоянии.

"Синглетный кислород — уникальная молекула, — говорит один из авторов исследования, профессор кафедры физики Самарского университета Валерий Азязов. — Она обладает громадным временем жизни — 74 минуты — в то время как большинство возбужденных молекул и атомов существуют мили и микро секунды. По этой причине количество фотонов, исходящих от синглетного кислорода, чрезвычайно мало, соответственно, молекула слабо светится. Из-за этого она плохо поддается исследованию даже высокочувствительными приемниками. Вдобавок столкновения с окружающими молекулами индуцирует радиационный переход в синглетном кислороде, что также усложняет его мониторинг в различных средах".

Повышенное внимание к исследуемой молекуле объясняется тем, что она играет важную роль в химических и энергообменных процессах протекающих не только в атмосферах планет, но и в электроразрядных системах, в активных средах кислородно-йодных лазеров, в зонах горения, в биологических субстанциях. Эта молекула как индикатор показывает есть ли кислород, а значит, и жизнь на той или иной экзопланете. Однако для этого необходимо знать константы ее излучения. Именно их и определили ученые в ходе экспериментальных работ в лабораториях Самарского университета.