Группе ученых из Института металлоорганической химии имени Г.А. Разуваева и Нижегородского государственного университета удалось установить у группы редкоземельных металлов устойчивость к радиации

Лантаноиды, которые изучали ученые, относятся к группе редкоземельных металлов. Они обладают уникальными свойствами: могут светиться при облучении ультрафиолетом, проявлять магнетизм или превращать световую энергию в электричество. Как сообщает Газета.ru, это явление обнаружено впервые и в будущем поможет при создании более устойчивой техники для работы в космосе, на атомных электростанциях и на территориях, зараженных радиацией.

Исследуемые вещества выдерживали несколько суток в условиях постоянной радиации, а также периодическое облучение с высокой энергией. Общая доза поглощенной радиации составила 1300 Грей, что почти в 1000 раз больше смертельной для человека. На каждом этапе работы ученые проверяли цвет и другие оптические свойства образца, форму, внешний вид и электрические параметры. Также авторы сравнили молекулярную структуру кристаллов комплексов до и после облучения. Образцы не изменились. Причем устойчивость к излучению, показанная в этом эксперименте, оказалась почти на 50% выше, чем для некоторых неорганических веществ, использующихся на практике. Например, доза в 900 Грей приводит к необратимому изменению электрических свойств кремния в составе солнечных батарей, но практически не влияет на комплексы лантаноидов.

Результаты опубликованы в журнале Scientific reports. Исследование поддержано грантом Российского научного фонда.