Ученые Санкт-Петербургского университета предложили бороться с пробками с помощью математических алгоритмов. По их мнению улучшить транспортную ситуацию в большом городе помогут сбалансированное изменение инфраструктуры и единая навигационная система

Профессор кафедры математического моделирования энергетических систем СПбГУ доктор физико-математических наук Александр Крылатов совместно с профессором кафедры математического моделирования энергетических систем СПбГУ доктором физико-математических наук Виктором Захаровым представили новые математические подходы к оптимизации трафика, а также возможные способы их реализации. Монография математиков вышла в международном издательстве Springer, сообщает пресс-служба СПбГУ.

Принципы, которыми предлагают руководствоваться ученые, еще в 1952 году сформулировал английский математик и транспортный аналитик Джон Глен Вардроп. Первый из них — принцип равновесия — это математический конструкт, позволяющий моделировать системы, в частности трафик, предполагая, что каждый водитель преследует исключительно личные цели. Именно поэтому созданные с его помощью модели основываются на том, что в основе любых изменений транспортных потоков должно лежать эгоистическое поведение автовладельцев.

Второй принцип — системный оптимум Вардропа — утверждает, что существует возможность директивного управления всеми транспортными средствами. Однако авторы монографии делают упор именно на первый принцип: они считают, что на поведение водителей можно повлиять опосредованно — через изменение дорожной инфраструктуры. Спрогнозировать, как благодаря этому изменится трафик на каждом локальном участке сети, позволяют математические модели.

Авторы отмечают, что большое влияние на управление транспортными потоками оказывают навигационные системы водителей. По их мнению, самая эффективная ситуация сложится в том случае, если все водители будут использовать одну и ту же систему и получать информацию о целесообразных маршрутах из единого центра.

Одним из способов применения математических моделей на практике может быть разработка на их основе цифровых двойников транспортных систем. Эти симуляции, реализованные в виде компьютерных программ, станут крайне полезным интеллектуальным инструментом в руках транспортных инженеров.

 

Поделиться:

Печать

Совет проректоров России:

Московский Студенческий Центр: