Ученые СПбГУ открыли новую систему передачи сигналов в мозге. Результаты исследования позволят создать принципиально новые виды лекарств от депрессии, шизофрении и тревожных расстройств

Нейромедиаторы или нейротрансмиттеры — это химические вещества, которые передают сигналы между нейронами или от нейронов к другим клеткам. Они взаимодействуют с рецепторами, расположенными в мозге человека и животных, контролируя самые разные биологические процессы: страх, гнев, наслаждение, память, энергию, аппетит, сон и многое другое. Сегодня ученым известно несколько типов нейротрансмиттерных систем: дофаминовая, норадреналиновая, серотониновая, гистаминовая, глутаматная и многие другие. В настоящее время используется большое количество лекарств, созданных на основе воздействия на эти системы.

Ученым СПбГУ вместе с коллегами из Итальянского технологического института и Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова благодаря экспериментам на мышах удалось показать, что в мозге есть еще одна нейротрансмиттерная система, в ней передача сигналов происходит за счет трейс-аминового рецептора TAAR5.

Ранее считалось, что все остальные рецепторы к трейс-аминам, за исключением TAAR1, являются исключительно обонятельными и участвуют только в восприятии инстинктивных запахов (например, запаха гнили, смерти, хищника или феромонов), поэтому вряд ли могут пригодиться в поисках лекарств от заболеваний мозга. Однако ученые СПбГУ были уверены в другом: чтобы доказать важную роль TAAR5 в психоэмоциональном состоянии, они провели серию экспериментов. Подробная статья об исследовании опубликована на официальном сайте Российского научного Фонда (РНФ).